Административная апелляционная жалоба

Вс рф разъяснил вопросы применения кас рф в апелляционной инстанции

Административная апелляционная жалоба

Верховный Суд Российской Федерации разъяснил практику применения Кодекса административного судопроизводства в апелляционной инстанции. Постановление Пленума ВС РФ от 11 июня 2020 г.

№ 5 содержит подробные разъяснения по действиям судов первой и апелляционной инстанций при обжаловании решений суда первой инстанции, освещены вопросы о порядке подачи жалобы, правилах подсудности, восстановления процессуального срока обжалования и иные вопросы, возникающие в связи с рассмотрением административного дела в суде апелляционной инстанции.

Так, ВС РФ отметил, что правом апелляционного обжалования судебных актов суда первой инстанции обладают не только участвующие в деле лица, но и лица, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, а также их представители и правопреемники. При этом правопреемники могут подать жалобу независимо от предварительного разрешения вопроса о замене стороны ее правопреемником (то есть, в суде первой инстанции). Данный вопрос может быть рассмотрен судьей суда апелляционной инстанции.

Не является безусловным основанием к отмене судебного акта нарушение правил территориальной подсудности. Суд апелляционной инстанции, установив такое нарушение, может отменить судебный акт суда первой инстанции на основании ч. 4 ст.

310 КАС РФ ввиду неправильного применения норм процессуального права и передать административное дело в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрение, в том числе если на нарушение правил подсудности указано в апелляционных жалобе, представлении или если об этом было заявлено в суде первой инстанции, либо если участники дела не имели возможности заявить такое ходатайство (например, вследствие неизвещения, непривлечения их к участию в деле). Решение не может быть отменено по мотиву нарушения правил подсудности, если дело рассмотрено судом, которому оно не подсудно, при условии, что другие суды, к компетенции которых может быть отнесено рассмотрение дела, возвратили административное исковое заявление или оставили его без рассмотрения со ссылкой на неподсудность данного дела.

По поводу течения процессуальных сроков ВС РФ пояснил, что начало течения срока на подачу апелляционной, частной жалобы, представления определяется со дня, следующего за днем составления мотивированного судебного акта, если иное не предусмотрено КАС РФ.

Сокращенные сроки на подачу апелляционных, частных жалоб, представления по административным делам, не указанным в ч. 2 ст.

92 КАС РФ, начинают течь с рабочего дня, следующего за днем составления мотивированного судебного акта, поскольку в данные сроки не включаются выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 2 ст. 92, разделы IV – V Трудового кодекса).

Также не будет считаться пропущенным срок апелляционного обжалования, если жалоба была сдана в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока (ч. 4 ст. 93 КАС РФ). В этом случае дата подачи жалобы должна определяться по штемпелю на конверте, квитанции о приеме заказной корреспонденции либо иному документу, подтверждающему прием жалобы.

Разъяснены вопросы восстановления пропущенного процессуального срока для апелляционного обжалования.

Лицо, подавшее заявление о восстановлении процессуального срока и не приложившее к нему сам текст жалобы, после установления судьей срока для ее представления должно принять все зависящие от него меры для поступления в суд соответствующих документов (например, в электронном виде) либо информации об их направлении (например, телеграммы, телефонограммы и т. п.) до окончания установленного судьей срока. В противном случае заявление о восстановлении срока подлежит возвращению (ч. 3 ст. 95, ст. 301, ч. 2 ст. 302 КАС РФ).

ВС РФ относит к уважительным причинам пропуска указанного срока, в том числе обстоятельства тяжелой болезни, беспомощного состояния заявителя, осуществление ухода за членом семьи и другие независящие от заявителя обстоятельства, в силу которых он был лишен возможности своевременно подготовить и подать мотивированную жалобу (например, введение режима повышенной готовности или ЧС на всей территории РФ или ее части).

При решении вопроса о восстановлении срока подачи жалобы, представления лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле, суд учитывает своевременность обращения таких лиц с заявлением о восстановлении указанного срока, которая определяется исходя из сроков, установленных ст. 298, ст.

314 КАС РФ и исчисляемых со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав и (или) возложении на них обязанностей обжалуемым судебным актом. Если срок пропущен прокурором или лицом, указанным в ч. 1–ч. 2 ст.

40 КАС РФ, гражданин, в интересах которого выступали данные лица, вправе самостоятельно обратиться с заявлением о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы.

Неуказание в жалобе, представлении номера административного дела при наличии сведений об обжалуемом решении суда и соответствии жалобы, представления иным требованиям КАС РФ, неуказание адреса электронной почты или номера телефона при наличии иных данных, позволяющих известить лицо, в материалах дела, а также другие недостатки, которые сами по себе не являются препятствием для рассмотрения жалобы, представления, не влекут оставление жалобы, представления без движения. При этом срок для исправления недостатков жалобы, представления суду первой инстанции следует назначать с учетом реальной возможности их устранения, времени, необходимого на отправку и доставку почтовой корреспонденции, а также с учетом иных обстоятельств. Однако если копия определения об оставлении жалобы, представления без движения направлена заявителю в электронном виде, время на отправку и доставку, которое могло бы потребоваться суду при отправке копии иными способами, не учитывается.

Предусматривается возможность ознакомления с апелляционной, частной жалобой и приложенными к ним документами в электронном виде, если они поданы лицом, не обладающим государственными или иными публичными полномочиями, в электронном виде, и копии этих документов не были направлены другим участникам дела. При наличии технической возможности суд может разместить такие документы в режиме ограниченного доступа на официальном сайте суда и сообщить указанным лицам о поступлении жалобы. О получении копий указанных документов в электронном виде участники дела также могут ходатайствовать перед судом.

Вместе с тем ВС РФ подчеркнул, что данная ситуация неприменима, если заявителем апелляционной, частной жалобы, представления является лицо, обладающее государственными или иными публичными полномочиями, которое обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии соответствующих жалобы, представления и приложенных к ним документов. Невыполнение такого требования лицом, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, повлечет оставление жалобы, представления без движения (ст. 299–300 КАС РФ).

После поступления административного дела с жалобой, представлением судья суда апелляционной инстанции помимо необходимых действий вправе решить вопросы об участии лица в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи, о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, с их согласия и совершить иные процессуальные действия, предусмотренные гл. 13 КАС РФ, если иное не установлено положениями гл. 34 КАС РФ.

Разъяснены вопросы замены судьи.

В частности, если будет установлено, что дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, судья или коллегия судей выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, что может быть основанием для замены судьи или нескольких судей, в том числе всех судей в составе суда по делу (ч. 5 ст. 16.1 КАС РФ).

По общему правилу об обязательности непрерывного ведения аудиопротокола судебного заседания (ст.

204 КАС РФ) решение суда первой инстанции подлежит отмене, если суд апелляционной инстанции установит, что аудиопротоколирование начато после начала судебного заседания (за исключением случаев, когда лица, участвующие в деле, не явились в судебное заседание к его началу), или если в течение судебного заседания аудиопротоколирование прерывалось судом при отсутствии оснований для этого.

ВС РФ отметил, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене, если причины неполноты или отсутствия записи судебного заседания стали следствием технических сбоев, о которых не было известно до начала проведения судебного заседания и в ходе его проведения.

Соответствующие причины могут быть указаны в протоколе судебного заседания или в приложенных документах (например, в справке об отключении электроэнергии, акте об отсутствии аудиозаписи, содержащем сведения о времени начала записи, времени перерыва, причинах возникшего перерыва, подписанном председательствующим, секретарем судебного заседания и техническим специалистом, осуществляющим аудиопротоколирование).

В случаях, когда о технических сбоях стало известно до или в ходе судебного заседания, суд должен принять зависящие от него меры по устранению данных причин (например, объявить перерыв), а также по восполнению в протоколе и в аудиозаписи судебного заседания сведений, имеющих значение для дела.

Подчеркивается, что протокол судебного заседания, составленный в письменной форме, не может заменить аудиопротоколирование, ведение которого обязательно, поэтому при нарушении процессуальных правил о непрерывном ведении аудиопротоколирования судебного заседания решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене.

https://www.youtube.com/watch?v=RJ5BOeBHBCc

ВС РФ также разъяснил, что неуплата лицом, участвующим в деле, госпошлины либо ее уплата не в полном размере не может служить основанием для возвращения апелляционной жалобы с делом судом апелляционной инстанции в суд первой инстанции для совершения процессуальных действий, предусмотренных ст. 300 КАС РФ.

Вопрос о взыскании госпошлины может быть разрешен судом апелляционной инстанции с учетом правил, предусмотренных гл. 10 КАС РФ. Если решение будет изменено в апелляционной инстанции судебные расходы подлежат распределению с учетом правил, установленных ст. 111 КАС РФ.

Если же суд вышестоящей инстанции не изменил решение суда в части распределения судебных расходов, этот вопрос должен решить суд первой инстанции по заявлению лица, заинтересованного в его разрешении.

Эта норма применима, в том числе к расходам, понесенным судом апелляционной инстанции в связи с рассмотрением административного дела, расходам, возникшим на стадии производства в суде апелляционной инстанции по инициативе суда апелляционной инстанции (например, в связи с назначением экспертизы, затратами на участие адвоката), а также к расходам по уплате госпошлины.

Источник: https://www.garant.ru/news/1380665/

Апелляционная жалоба по административному делу

Административная апелляционная жалоба

Оспорить наложенный судом штраф, сократить срок обязательных работ или вернуть права, поможет апелляционная жалоба по административному делу.

Обратиться в суд вышестоящей инстанции для защиты своих законных интересов имеют право все причастные к процессу: частные или юридические лица, учреждения и ведомства.

Правила подготовки и подачи документов регламентированы Кодексом об административных правонарушениях РФ. Образец апелляционной жалобы по административному делу поможет корректно составить обращение.

Административная ответственность предусмотрена за нарушения в большинстве сфер социальной жизнедеятельности — от трудового права до вождения личного автомобиля.

Санкции большинства статей предусматривают наказание в виде денежных штрафов, обязательных работ или административного ареста.

Налагать взыскание имеют право не только суды, но и сотрудники ряда государственных служб — полиции, службы судебных приставов,  инспекции по труду и другие органы власти.

Процедуру оспаривания подобных решений регламентирует Глава 30 Кодекса об административных правонарушениях и глава 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Важно! Инициировать апелляционный пересмотр дела могут только участники первоначального процесса и лица, чьи законные интересы затронуты вынесенным решением.

В зависимости от обстоятельств привлечения к админответственности, апелляционными инстанциями выступают:

  1. Районный суд — если административное наказание было наложено уполномоченным коллегиальным органом, например, комиссией по делам несовершеннолетних, или иным органом власти.
  2. Суд вышестоящей инстанции — если административная ответственность наступает по решению суда, например, постановление мирового судьи можно оспорить в районном суде, районного — в городском или областном.
  3. Руководство должностного лица, оформившего административное постановление.

Если ответчик одновременно подал жалобы в суд и руководству, решение будет принимать суд. При этом статья 30.

2 КоАП позволяет жалобщику подавать апелляционные документы непосредственно в выбранную апелляционную инстанцию, или же обращаться в орган, принявший оспариваемое решение — суд, сотрудник полиции или другое должностное лицо. Во втором случае документы передаются в инстанцию должного уровня в трехдневный срок.

Как написать апелляционную жалобу

Общие требования жалобы установлены статьей 322 Гражданского процессуального кодекса РФ и достаточно стандартны для заявлений и обращений в органы государственной власти:

  1. Содержать полное наименование инстанции-получателя — название суда или ведомства, если жалоба подается вышестоящим должностным лицам.
  2. Обязательно быть подписанной, с указанием Ф.И.О. и адреса заявителя.
  3. должно быть изложено в официально-деловом стиле, без домыслов, эмоциональной оценки или нецензурной лексики.
  4. Требование и аргументы жалобщика должны быть корректно сформулированы и подкреплены ссылкой на действующее законодательство.
  5. Все изложенные данные максимально подтверждаются документами.

Отличие заявлений и жалоб, подаваемых в суд, состоит в количестве копий — их число должно соответствовать числу сторон в деле. Оплачивать госпошлину при подаче жалоб по админделам не требуется.

Срок апелляционного обжалования по административным делам

Если гражданин считает, что судебное решение или постановление уполномоченных государственных служб о наложении административного наказания, неправомерно, у него есть 10 дней на подготовку обжалования.

Согласно статье 30.3 КоАП, суд или уполномоченное должностное лицо могут продлить отведенный период по отдельному ходатайству. В нем жалобщику следует обосновать уважительность причин опоздания с подачей документов — лечение в больнице в условиях стационара, командировка, необходимость выезда из региона для ухода за тяжело больным родственником и прочее.

Апелляционное рассмотрение

После передачи жалобы в суд в течение 5 дней принимается решение о начале апелляционного производства или оставлении документа без движения. Последнее решение может быть принято в случаях, когда жалобщик неверно оформил документы или нарушил другие требования. Например, заявителем выступает лицо, не имеющее в конкретном случае прав подавать апелляционную жалобу.   

Рассмотрение принятых в производство жалоб сходно с исковым разбирательством. Всем сторонам, причастным к делу, направляются копии жалобы для подготовки своей позиции. О времени заседания стороны оповещаются заранее.

Так как апелляция по административным делам предполагает не просто пересмотр самого обжалуемого постановления, а рассмотрение всего дела по сути, то могут быть назначены дополнительные экспертизы, к разбирательству могут привлекаться свидетели, суд имеет право запрашивать дополнительные материалы по делу.

При этом в апелляционном процессе не могут использоваться факты и доказательства, которые были установлены, но не применялись при первоначальном рассмотрении правонарушения. Новые данные могут быть приняты судом к рассмотрению только в случае, если они не могли быть известны на момент вынесения прошлого решения.

Важно! Результатом апелляционного процесса может стать признание оспариваемого решения правомерным, полная отмена или изменение выбранного вида наказания (но только в пользу нарушителя — увеличить сумму штрафа или длительность работ и ареста апелляционный суд не может).

В целом статья 327.2 Гражданского процессуального кодекса РФ отводит районным, областным, краевым и другим судам на апелляционное производство до 2 месяцев, Верховному суду — до 3.

Но для некоторых ситуаций сроки могут регламентироваться иными законодательными актами.

Например, согласно статье 128 закона «Об исполнительном производстве, рассмотреть жалобу на админпостановление, вынесенное судебным приставом, суд обязан в течение 10 дней.

Образец апелляционной жалобы по административному делу

Единого шаблона для апелляционных жалоб в нормативной базе нет, документ можно написать от руки или составить на компьютере и подписать распечатку. Структурно документ состоит из 7 блоков:

  1. «Шапка» — в ней указывается полное название суда или инстанции, куда подается жалоба, Ф.И.О. и адрес жалобщика.
  2. Название — апелляционная жалоба на решение мирового/районного суда, постановление должностного лица об административном правонарушении.
  3. Данные постановления или решения, которые оспариваются — название документа, дата составления, реквизиты.
  4. Основания для пересмотра — излагаются аргументы заявителя, почему постановление должно быть отменено или изменено, приводятся ссылки на законодательство, подтверждающее правоту жалобщика.
  5. Суть обращения — отменить постановление суда полностью, изменить в определенной части.
  6. Перечень приложенных документов — обязательно прилагаются копии удостоверения личности заявителя и оспариваемого постановления.
  7. Дата и подпись.

Документ можно сформулировать самостоятельно, в произвольной форме с учетом приведенных выше правил, или воспользоваться готовым образцом .

Источник: https://madrih.ru/article/apellyacionnaya-zhaloba-po-administrativnomu-delu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.